Ойун и танды урянхайцы - предки современных тувинцев.

23:01
3537

Новости Тувы - Кызыл

Ульяна Бичелдей – Ph.D, заведующая отделом сопровождения губернаторских проектов и научной информации Тувинского института гуманитарных исследований
Ойун и танды урянхайцы - предки современных тувинцев.

Изучению вопроса о происхождению предков современных тувинцев ойун и танды (танну) урянхайцам посвящена довольно обширная литература. Исследованием этой проблемы занимались,как дореволюционные исследователи, так и ученые советского и постсоветского периода. В настоящее время этот вопрос вызывает не малый интерес как у ученых, так и у простых людей. При изучении данного вопроса все исследователи единодушно отмечают, что процесс образования этнического ядра тувинцев был достаточно длительным и сложным. В отличие от истории этногенеза многих других народов, ученые практически единодушно признавали важную роль и существенное преобладание в этногенезе тувинцев исключительно только тюркского компонента. В связи с этим, на наш взгляд, следует согласиться с выводами тех исследователей, которые утверждают, что в формировании этногенеза потомков ойун урянхайцев на отдельных этапах приняли участие самые разные этнические группы, в том числе и монгольские.

Тувинцы — один из древнейших тюркоязычных народов, населяющих Центральную Азию и Саяно-Алтайское нагорье, титульный этнос Республики Тыва (Тува), расположенной в геофизическом центре Азиатского материка — в верхнем бассейне великой сибирской реки Енисей и имеющей общую площадь около 175,5 тыс. км.[1]. Кроме того, в настоящее время небольшая часть этнических тувинцев проживает в других регионах Российской Федерации, в частности в Красноярском крае (с. Верхнеусинск) и в нескольких ее крупных городах (например, Москва, Санкт-Петербург), а также в Монголии, Китае (Синьцзянь Уйгурский автономный район) [2].

Современное название тувинского народа «тыва», «тыва кижи» упоминается в летописях Суйской (581–618 гг.) и Танской (618–907 гг.) династий Китая в форме дубо, тубо и тупо применительно к некоторым племенам, обитавшим в верховьях Енисея и районе озера Хубсугула [3]. О ближайших исторических предках современных тувинцев «чиках и азах» — есть сведения в рунических памятниках древнетюркского рунического письма (VII–XII вв.). В монгольских, арабо-персидских источниках XIII–XIV вв. также имеются сведения о Туве и ее жителях [4].

В средневековых географических картах, в исторических и дипломатических документах территорию современной Тувы обозначали терминами «Дубо» (V век), «Урянхайское княжество», «Урянхай» (Х век), «Урянхайский край», «Танды-Урянхай» (XVII – начало ХХ века). Это продолжалось до тех пор, пока под влиянием Великой Октябрьской Социалистической революции в России (1917 г.) в середине августа 1921 года на Всеурянхайском сходе провозгласили образование республики Танну-Тува-Улус, позднее переименованной (1926 г.) в Тувинскую Народную республику. Между тем с понятием «ойун урянхай» связаны интересные явления в средневековой истории Урянхая и Монголии.

В I тыс. до н.э.– I тыс. н.э. в степях Центральной Азии хунны (по-тюркски - солнце) создали первую кочевую империю, которая объединила многие этносы Центральной Азии, Южной Сибири и Дальнего Востока [5].

В V веке возник Древнетюркский каганат, территория которого простиралась по всей Великой Степи от Маньчжурии на Востоке до северных берегов Черного моря в Европе [6].

После гибели империи тюрков, несколько позднее, на историческую арену выходит Монгольская империя, объединившая тех же кочевников Великой Степи, чья территория владения распростерлась далеко на запад. Исторические процессы, несмотря на удаленность во времени и пространстве, тесно взаимосвязаны между собой. Например, легенды и исторические факты о происхождении тюрков и монголов очень схожи, если не сказать, идентичны, что касается и исторической родины основного ядра монголо-татарского (т. е. тюрко-монгольского) суперэтноса, в который входили как монголоязычные, так и тюркоязычные ойун урянхайцы (современные тувинцы), к которым вполне применим метаэтноним «татары» [7].

Что касается древней истории Монголии и Урянхая, то к основным известным письменным источникам, дошедшим до нас относится «Сокровенное сказание монголов» и «Сборник летописей» персидского историка Рашид-ад-Дина и другие общеизвестные работы арабо-персидских и западноевропейских авторов.

Повествуя о предках урянхайцев и монголов Рашид-ад-Дин писал, что о каждом племени в отдельности существует много летописей и рассказов, но они не дошли до этой страны и обстоятельства жизни их вождей в подробностях достоверно не известны. Это обусловлено тем, что в то время у ойун урянхайцев и монголов не было своей письменности. С помощью своих единомышленников Рашид-ад-Дин сумел собрать много материалов о родословной Чингис-Хана и составить «Сборник летописей» для истории. В работе показаны древние корни тюрко-монгольских народов, имеется рассказ о племени урянкат, которое, по всей видимости, пошло от рода кияна и нукуза [8].

Есть еще другая группа, которую называют «лесные урянкаты», но Н.В. Абаев склонен считать, что эти две племени разные, т.е.,они четко отличаются друг от друга. Урянкаты - это лесное племя, которое находилось в пределах Баргуджин-Токума, там, где обитали племена кори, баргут и тумат, близкие друг другу. Возможно, что их племена и племенные ветви не есть коренные монголы [9].

Некоторые ученые делают попытку увязать древних ойун урянхайцев с родословной Чингисхана.

Например, существует гипотеза, что Алан-гоа родилась в ойунУрянхае у Хорилартай-Мергена от Баргучжин-гоа в Хори-Туматской земле в местности Арих-усуне. Прослышав о знаменитых Бурхан-Халдунских звероловлях и прекрасных землях, он теперь и пододвигался кочевьями своими к Шинчибаян-урянхаю, где были поставлены божества, владетели Бурхан-Халдуна. Здесь-то Добун-Мерген женился на Алан-гоа [10].

В связи с этим, здесь необходимо дать пояснение. Местность Арыг-Узю (по тув. Арыг-узуу, в русской передаче - Аргузун) расположена в Улуг-Хемском кожууне Республики Тыва у подножья Тандинского хребта. Не касаясь истории рода туматов, отметим следующее. Тумат – один из родов современных тувинцев. В настоящее время они проживают в Улуг-Хемском кожууне, в частности, в местности Арыг-Узуу, Овюрском (Торгалыг, Ак-Чыраа) кожуунах. Также и в Тоджинском кожууне современной Тувы имеетсягора Тумат-Тайга.Поэтому легендарную прародину тюрко-монголов Эргунэ-Хун можно располагать и в местности Арыг-Узю, а не на далекой Аргуни, где проживали восточные урянхайцы[11].

Младший сын Алан-гоа Бодончар в свое время был предводителем и государем многих из монгольских племен [12].

В «Сборнике летописей» Рашид-ад-Дина отмечено, что ветвь Чингисхана восходит, действительно, к Бодончару. Он имел двух сыновей. Имя старшего Бука (в «Сокровенном сказании» - Хабичи-Батур), а младшего Буктай (в «Сокровенном сказании» - Чжоурэдай). Родословное древо Чингисхана и (родословные) многих других племен нирун восходят к Бука. Будучи наследником отца, он после него занял его место и положение. Он имел сына по имени Дучум-Мэнэн (в § 45 «Сокровенного сказания» - Менен-Тудун), который был седьмым предком Чингисхана. Далее, шестым был Кайду-Хан, Байсонгур – пятым, Тумбинэ-Хан – четвертым, Кабул-Хан – третьим, Бартан-Бахадур – вторым, Есугэй-Бахадур – первым предком Чингисхана [13].

Таким образом, согласно двум основным источникам, историческими предками Чингис-Хана являются урянхайцы, а вернее ойун урянхайцы, которые с давних времен жили на Севере Монголии. Причем, к ойун урянхайцам относятся не только современные тюркские народы южной Сибири (тувинцы, алтайцы, хакасы, шорцы), но и якуты (саха-ураанхай), которые в те далекие времена назывались курыканами. В этой связи нелишне напомнить, что известный евразиец Эренджен Хара-Даван в своем исследовании о Чингис-Хане написал о том, что могила его «заросла густым лесом. Хранители этого большого запретного места суть беки племен урянхайских» [14].

Н.В. Кюнер в своей обобщающей статье «Восточные урянхайцы по китайским источникам», ссылаясь на различные исторические материалы, приводил интересные данные о том, откуда появились восточные урянхайцы [15]. Так, Грумм-Гржимайло утверждал, что Хубилай (по-китайски император Шицзу – Н. Кюнер) переселил урянхайцев из Саянской тайги в ту часть юго-восточной Монголии, которая ныне занята кочевьями монголов Джу-удаского сейма и ссылается на автора сочинения «Си-чжай-оу-дэ», который считает нынешних арухорчин (карцинь) прямыми потомками этих урянхайцев [16]. Историки доказали, что восточные урянхайцы являются частью енисейских, ойун урянхайцев, распространившихся с запада на восток. Санан-Сецен в «Истории восточных монголов» утверждал, что тысяча урянхайских воинов служила для охраны могилы Чингис-Хана в течение значительного периода времени [17].

Здесь мы остановимся только на проблеме происхождения царского рода Чингисхана в связи с «ойун урянхайской проблемой». Рашид-ад-Дин пишет, что Добун-Баян был монголом, а Алан-гоа из племени куралас [18]. Сам Чингис-Хан происходит из монгольских Борджигинов, следовательно, относится к «коренным» монголам (т.е. «нирунам»), что не может подвергаться никакому сомнению. Однако современные историки тоже подчеркивают тесную связь полководца Чингис-Хана с урянхайцами. Известный историк Г.Е. Грумм-Гржимайло в своем фундаментальном труде «Западная Монголия и Урянхайский край» писал: «Знаменитые монгольские полководцы Субэдэй, сподвижник Чингисхана, и его сын Урянгтай, сподвижник Монке и Хубилая, были родом урянхайцы» [19]. Он же писал о том, что Чингисхан набирал из них (урянхайцев – У.Б.) свои отборные дружины, что они же входили в состав его гвардии». В том же труде со ссылкой на различные источники указывается, что свою славу отменных воинов урянхайцы пронесли через века, принимая участие во многих азиатских войнах [20]. Писатель В.А. Чивилихин на основе китайских исторических трудов, переведенных на русский язык именитым востоковедом Н.Я.Бичуриным, утверждает, что полководец Субэдэй был из рода урянхай [21].

В алтайско-саянских горах, покрытых густым лесом с доисторических времен жили лесные люди, а бурная история Великой степи издревле перемешивала ее народности и этнические группы. И в самом центре этой страны из разноплеменных элементов сложились с незапамятных времен не слишком многочисленные, но стойкие и сильные племена, называвшие себя «туба», по китайским источникам – «дубо», по Рашид-ад-дину – «урянхи» [22], по востоковедческой терминологии – «дуболары».

Таким образом, ойун урянхайцы – это аллоэтноним тувинцев, но не экзоэтноним, как утверждают некоторые историки. В самом деле, многие тувинцы, особенно старая элита Урянхая, считали себя ойун урянхайцами. Г.Н. Потанин, первым сообщивший «В очерках северо-западной Монголии» о тувинцах на Алтае, называл их урянхайцами [23]. В соответствии с этим первое филологическое исследование тувинского языка Н. Катановым называется «Опыт исследования урянхайского языка» (Казань, 1903). В китайских исторических хрониках периода правления в Северном Китае киданьской династии Ляо (X-XII вв.) впервые появляются сведения о «восточных» урянхайцах, которые в китайской транскрипции назывались «валянхай» и «валянхань». В китайских текстах имеются также сообщения об этих «восточных» и урянхайцах, относящиеся ко второй половине XIII в. [24]

Н.В. Абаев указывает, что в энциклопедии «Юань цзань лэй хань» (т.XII, цзюань 241, с. 23б-24б, которая заимствует его из «Сюй Вэнь сянь тун као», т. е. продолжение Вэнь сянь тун као) содержится указание на то, что урянхайцы (в китайском написании «улянха» или «улянхай»), хорошо известная группа монгольских племен в юго-восточной Монголии при Минской династии и ранее, являются потомками и приемниками древних «горных жунов» - шань-жун и позднейших Хи (Кумохи), занимая те же земли, как и их предшественники и предки [25].

Б.Я. Владимирцев на основании «Тайной истории монголов» («Сокровенного сказания») и сведений Рашид-ад-Дина многократно отмечал для времени Чингис-Хана и ранее присутствие среди монгольских племен также отдельных этнических групп (родов) урянхайцев (урянхов, урянхитов) как лесных (охотничьих, оленеводческих), так и не лесных (скотоводческих). Упоминается, в частности, что клан или род Чингис-Хана – Борджигин - был тесно связан с родом урянхатов (не лесных), владельцев горы Бурхан-Халдун, центра звероловного промысла, и жил около указанной горы. Гора же помещалась в бассейне р. Онон, т.е. в верховьях Амура [26].

К этому старинному роду урянкатов, появившемуся со времени Алан-Гоа, прародительницы тюркских и монгольских племен, объединненых Чингисханом, принадлежал верный нукер Чингисхана, впоследствии выдающийся полководец Джелме (как и другой знаменитый полководец Субэдэй). Потомки Джелме из поколения урянх сохранились в Харчинском Аймаке Внутренней Монголии. Об этом упоминается в «Мэн-гу ю му цзи», где имя Джелме читается в китайской форме – Цзирма, что является подтверждением урянхайского происхождения «карчинских монголов», название которых этимологизируются профессором Хасбаатором из Хух-Хото как смотритель очага» (от. монг. «харах»-«смотреть»; ср.тув. «карак»-«глаза»).

Однако большинство современных монгольских и бурятских ученых настаивает, во-первых, на монгольском происхождении «восточных» урянхайцев, во-вторых, считает их более древним этносом и, в-третьих, отделяет «западных», т.е. енисейских тюркоязычных танну-урянхайцев. К тому же относительно западных урянхайцев некоторые исследователи (например, Кюнер, с. 215) высказывали мнение, что этот этноним не является самоназванием, а подобно этнониму «татары», якобы «случайно» навязанному западным волжским татарам, представляет собой чуть ли не историческое недоразумение, этимологически никак не связанное с древнейшим автохтонным населением Саяно-Алтая, в частности бассейна реки Енисей [27]. Насчет тувинцев, которых издревле назывались«лесными урянхатами»,«уйгур-урянхами», «танну-урянхайцами» в сочетании с другим суперэтническим наименованием «татары», многие исследователи уже упоминали не раз [28].

Таким образом, ….

Примечания:

1.Социально-экономическое положение Республики Тыва за январь-декабрь 2011 г. (2012) / Материалы Федеральной службы государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Республике Тыва. - Кызыл. 2012.

2.Анайбан З. В., Маннай-оол М. Х. Происхождение тувинцев. История вопроса [Электронный ресурс] // Новые исследования Тувы. Электр. журнал. 2013, № 3. URL: https://www.tuva.asia/journal/issue_19/6487-anayba... (дата обращения: дд.мм.гг.).

  • 3.Там же.
  • 4.Там же.
  • 5.История Тувы: В 2 т. – T. I. – Новосибирск, 2001. – С. 50-51.
  • 6.Там же. – С. 46-113.
  • 7.Абаев Н.В. Татаро-монголы и «урянхайские предки» Чингис-Хана. – tarkam.livejornal.com

8.Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Урянхай. Тыва дептер.Т.1. – М., 2007. - С. 332-334; 339-344.

9.Абаев Н.В. Указ. работа.

10.Сокровенное сказание монголов (Монгольский обыденный сборник) [электронный ресурс] / пер. С. Козина. – Режим доступа http: // altaica.ru/secret/tovchoo.hlm/ Илья Грунтов, свободный.

11.Там же.

12.Моолдун чажыт тоогузу (перевод: К.Д. Бижек, Б. Энхдалай, предисловие Ч.М. Доржу). – Новосибирск: Наука, 2003. – С.168.

13.Там же.

14.Хара-Даван Эрэнджэн. Чингисхан: Великий завоеватель / Э. Хара-Даван. – М.: Вече, 2008. – С. 48.

15.Кюннер Н.В. Восточные урянхайцы по китайским источникам / Урянхай. Тыва дептер. Племена Саяно-Алтая. Урянхайцы. – М., 2007. – С.65-86.

16.Грумм-Гржимайло, Г. Е. (1926) Западная Монголия и Урянхайский край. Антропологический и этнографический очерк этих стран. Л. Т. 3. Вып. I.

17.Санан-Сецен. История восточных монголов. - С. 70, 94, 138, 296

18.Рашид ад-Дин. Сборник летописей / Урянхай. Тыва дептер. Т.1. – М., 2007. -С. 328-330.

19.Грум-ГржимайлоГ.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т.II. – Л., 1926. – С.11

20.Там же. – С. 51, 59.

21.Чивилихин В.А. Память / В.А. Чивилихин. – М.: Алгоритм, 2007. – С 205.

22.Рашид ад-Дин. Сборник летописей./Урянхай . Тыва дептер.Т.1. – М., 2007. – С. 330-332.

23.Потанин, Г. П. Очерки Северо-Западной Монголии. / Урянхай . Тыва дептер.Т.1. – М., 2007. – С. 347-496.

24.Абаев Н.В. Тюрко-монгольские народы Саяно-Алтая и Центральной Азии в геополитическом пространстве России – Евразии и перспективы развитияроссийско-евразийской цивилизации // Социальные процессы в современной Западной Сибири. Сборник научных статей. Горно-Алтайск, 2001. – С.7-11.

25.Там же. – С. 20.

26.Владимирцов Б.Я. Чингис-Хан/ Чингис-Хан. Серия. Исторический портрет. Санкт-Петербург, 1998. – С. 84-91.

27.Кюннер Н.В. Указ. работа. – С. 80-82.

28.Абаев Н.В. Указ. работа. – С. 34.