Закрыть
Новости Бурятии

Калмыки написали письмо в Комитет Государственной думы по образованию и науке

06:58
523
Калмыки написали письмо в Комитет Государственной думы по образованию и науке

В Комитет Государственной думы по образованию и науке

Депутатам Государственной думы А. И. Аршиновой, О. А. Николаеву, Ш. Ю. Саралиеву, О. Н. Смолину и другим инициаторам проекта федерального закона № 438863-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Я представитель этноса калмыки, который уже больше 400 лет входит в состав России, вместе с другими этносами России разделяет общую судьбу, общую историю. Но в истории калмыков есть две «личные» национальные трагедии, в результате которых мой народ понес ужасные, невосполнимые потери: (1) массовый уход в 1771 г. калмыков из пределов Российской империи на историческую родину в Джунгарию, находившуюся на тот момент под властью Цинской империи, вследствие непосильного гнета со стороны центральной власти (согласно одной из популярных версий причины массового ухода), в результате массового ухода были убиты, пленены, замерзли, умерли от голода и ран около 100000 калмыков (больше половины населения калмыков, проживавших на тот момент в пределах Российской империи до массового ухода); (2) депортация калмыков в 1943-1944 гг. в Сибирь (в основном) и Среднюю Азию, признанная 04.11.1989 г. Верховным Советом СССР «варварской акцией сталинского режима» и тяжелейшим преступлением, а Законом РСФСР от 26.04.1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» – актом геноцида, в годы депортации (1943-1956 гг.) численность населения калмыков сократилась наполовину, началось забвение языка и традиций.

К счастью, я не участник тех «личных» трагедий моего народа. Я гражданин современной, демократической России, в которой права и свободы человека является высшей ценностью, где все равны перед законом независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения и других обстоятельств. Мне всегда нравилось то, как в России федеральное законодательство регулирует национальный и языковой вопросы, а также то, что эта область не подвержена частым изменениям в отличие от других сфер отношений. И это правильно, т. к. национальный и языковой вопросы очень сложны, к их решению надо подходить с особым пиететом, особенно в многонациональной России. Тщательно не обдуманные, не учитывающие интересов всех народов России формулировки законодателей могут нанести невосполнимый вред, привести к национальной трагедии отдельных народов России.

Мне почти 30 лет. Впервые я почувствовал, что могу стать современником еще одной «личной» трагедии моего народа – полной утраты моим народом национального калмыцкого языка. Это опасение вызвано законопроектом № 438863-7, причиной появления которого стало выступление Президента на состоявшемся 20.07.2017 г. в Йошкар-Оле заседании Совета по межнациональным отношениям, посвященном реализации на региональном и муниципальном уровнях Стратегии государственной национальной политики России на период до 2025 г.: «Языки народов России – это тоже неотъемлемая часть самобытной культуры народов России. Изучать эти языки – гарантированное Конституцией право, право добровольное. Заставлять человека учить язык, который для него родным не является, так же недопустимо, как и снижать уровень и время преподавания русского».

Русская народная поговорка гласит: «Лес рубят – щепки летят». Рубя лес – исполняя поручение Президента, прошу народных избранников – авторов законопроекта не забывать, что национальные (родные) языки народов России не щепки. Я полностью разделяю позицию Президента, основанную на действующем законодательстве: недопустимо заставлять человека учить язык, который для него родным не является.
Развивая позицию Президента по данному вопросу, полагаю следующее:
(1) Добровольность в изучении национального государственного языка субъекта России должно принадлежать только гражданам России, для которых национальный государственный язык субъекта России не является родным.
(2) Учить государственный язык России (русский язык) для всех граждан и государственный язык субъектов России для граждан, для которых он является национальным (родным), является обязанностью.

Все мы помним, как остро для русского народа стоит вопрос с русским языком в странах Прибалтики и на Украине и как болезненно в России реагируют на сообщения из этих стран о том, что законодатели вводят дополнительные ограничения, запреты на изучение русского языка.
Между тем, в ряде субъектов России, в т. ч. и в Республике Калмыкия, вопрос изучения родного калмыцкого языка стоит еще более остро. В этой ситуации подобные сообщения из Москвы сродни удару ножом в спину от своих же. Сокращение количества часов, добровольность национальных языков для всех граждан губительно скажется на сохранении и развитии национальных языков. Думаю, ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что успешность освоения знаний по тому или иному предмету, в т. ч. по языку, напрямую зависит от количества часов, от среды общения (чем шире среда, тем легче и быстрее происходит процесс освоения языка). Также надо отметить тот факт, что сокращение количества часов повлечет за собой сокращение ставок преподавателей родного языка, заработные платы которых напрямую зависят от количества часов. Много ли останется преподавателей, учителей родного языка, готовых работать за минимальные зарплаты? Полагаю, немного. Все это в ближайшем будущем приведет к тому, что учить будет некому, даже при наличии желающих учить язык среди учеников.

Совершенно очевидно, что формулировки авторов законопроекта в первом чтении противоречат законодательству Российской Федерации. Предложения по изменению текста законопроекта ко второму чтению, содержащиеся в Постановлении Государственной думы к данному законопроекту от 19.06.2018 г., неоднозначны, двусмысленны, не учитывают интересов народов России и не соответствуют позиции Президента.

Помня историю и опыт прошлых лет, в настоящем можно сделать единственно правильный вывод – недопустимо решать «из центра» судьбу целых народов. Позвольте самому народу решать свою судьбу. Этот вывод соответствует демократическим принципам.

Прошу рассмотреть приложенные предложения к тексту законопроекта. Также прошу сообщить, как текст законопроекта будет защищать народы России от проблем, озвученных мной в настоящем письме.

С уважением,
Бадма-Халгаев Дорджи Вячеславович

Комментарии

test