Закрыть
Новости Бурятии

Lenta.Ru: «Сибирские народы производят настоящий фурор»

17:29
66
Десять лет назад Александр Химушин понял, что занимается не тем, чем хотел бы. Он бросил все и отправился колесить по миру, попутно ведя свой блог о местах, ...
Lenta.Ru: «Сибирские народы производят настоящий фурор»

Десять лет назад Александр Химушин понял, что занимается не тем, чем хотел бы. Он бросил все и отправился колесить по миру, попутно ведя свой блог о местах, которые посещал, и людях, которых там встречал. А пять лет назад осознал, что хочет сохранить для будущих поколений культуру народов мира – больших и малых – в том виде, в каком она существует сейчас. Теперь его фотопроект «Мир в лицах» представлен в Нью-Йорке на 18-й сессии Постоянного форума ООН по вопросам коренных народов, на котором выступила в том числе и делегация российской компании «Норникель», рассказавшая о проектах по улучшению жизни народов Таймыра. Немалую часть проекта занимают фотографии коренных народов Русского Севера, которые представлены в галерее «Ленты.ру» с комментариями автора проекта.

 

«Думаю, что в плане коренных народов Русского Севера не все потеряно. В тех местах, где они составляют большинство, в России происходит мощное становление их самоидентификации. Если раньше это не то чтобы подавлялось, но было не принято в их обществе – заявлять о себе как о представителе конкретного народа, они стеснялись говорить на своем языке, показывать свою культуру (а в какие-то годы существовала и их социальная стигматизация, гонения на них), – то теперь такого нет. И в настоящее время в таких регионах, как Якутия, Бурятия, они охотно учат родной язык, и их культура расцветает. Я бываю в этих местах и вижу это сам».

 

«Проблема существует там, где представителей этих народностей осталось мало – а таких мест много. У нас есть народы, представителей которых можно сосчитать по пальцам. Там, конечно, трудно. Не знаю, получится ли это сделать, но я хочу верить, что и эту ситуацию удастся разрешить».

 

«Чтобы народ продолжал заниматься своими традиционными видами деятельности, это должно быть хоть сколько-нибудь экономически целесообразно. Должен развиваться туризм или продаваться продукция оленеводческих промыслов».

 

«Искусственно поддерживать национальную идентичность невозможно. Нельзя просто давать им деньги и говорить: вот, держите, развивайтесь. Так не получится. Существуют законы рынка, которые диктуют эти условия, и если они будут соблюдены, будет и язык сохраняться, и все остальное».

 

«Вот нет у них оленей, нет традиционного промысла, а ведь именно он и определяет язык. У них там есть куча слов, связанных с оленями, которые отсутствуют в русском в принципе. Опять же, нет у них этих животных – нет и материалов, из которых они могут изготовить свою национальную одежду. Одно цепляется за другое, и получается эффект домино».

 

«Мне кажется, молодые люди не против жить по традициям предков, все только за. Просто им нужно вдохнуть веру в то, что они уникальны, что они могут этим гордиться. Для этого необходимо проводить работу в культурном плане и развивать туризм. Но регионы, где они живут, настолько удаленные, что туристы туда просто не могут добраться. А интерес при этом огромный есть».

 

«Если бы у нас сделали как в Норвегии, в Финляндии, где к саамам, например, народ активно едет, а они показывают им свою культуру и гордятся ей, и это, в свою очередь, приносит им определенный доход. Вот целостный подход к проблеме, и я бы хотел его видеть у нас, однако этого пока что нет».

 

«Я снимаю этих людей в национальных нарядах потому, что моя задача – показать разнообразие мира через портреты людей. С одной стороны, это черты лица человека, его характер, но с другой – и его национальная одежда, через которую передается его национальная идентичность. Я хочу показать такую праздничную одежду, чтобы другие воскликнули: ух, как здорово!»

 

«Конечно, зачастую это не повседневная одежда. У нас в России очень мало мест, где люди до сих пор ходят в традиционном костюме. Но на Севере, на Таймыре оленеводы именно так и одеваются. У них это повседневная одежда».

 

«Увы, в нашем современном мире эти традиции вытесняются. Возьмем нас, русских, носителей многовековой культуры. Но русские же не ходят в рубашках-косоворотках и с гармошкой по улице. И это нормально, но при этом мы чувствуем принадлежность к русскому народу. У коренных малочисленных народов же в ряде случаев не остается и этого. Проблема заключается еще и в том, что из жизни уходят последние мастерицы, и вместе с ними уходят традиции».

 

«Для многих иностранцев народы Сибири стали открытием. Когда я опубликовал первые фотографии оттуда, они произвели настоящий фурор в интернете, и я даже удивился – я ведь общался и снимал более экзотические племена с разных концов света, но весь мир влюбился в нашу Сибирь».

 

«На Севере иногда бывают моменты, когда на машине до нужного места добраться не получается, и тогда мне помогают. В частности, «Норникель» помог мне попасть на Таймыр, в определенные места, куда можно добраться только вертолетом – благодаря этому я смог сфотографировать пять коренных народов этого полуострова. В будущем я планирую с помощью «Норникеля» поехать на Кольский полуостров, к саамам».

 

«Я надеюсь, что, когда молодые представители этих народов смотрят на мои фотографии, они начинают понимать, что их любят в мире, тепло встречают, куда бы мы ни приехали. Сибирские народы производят настоящий фурор. Есть девушки, которые, получив современное дизайнерское образование, разрабатывают сейчас модели одежды, включающие в себя этнические элементы, но в то же время пригодные для повседневной носки. Они создают новую моду – я лично знаком с такими жительницами Бурятии, Хакасии. Это действительно классные вещи, в которых традиция обретает новый вектор».

 

 

Фотогалерею смотрите на Lenta.Ru.

 

 

Источник: baikal-media.ru

Комментарии

test