Бурятия вошла в число 13 регионов с наименьшим развитием СМИ

16:34
344
По словам экспертов, все дело в чрезмерной зависимости местных изданий от госконтрактов
Бурятия вошла в число 13 регионов с наименьшим развитием СМИ

Фонд «Медиастандарт» и исследовательская группа ЦИРКОН представили на площадке Комитета гражданских инициатив (комитетом руководит Алексей Кудрин) рейтинг 85 российских регионов по уровню развития института массовой информации — «Индекс развития медиасферы-2017».

Для расчета Индекса использовано в общей сложности 50 различных индикаторов, разделенных на пять сегментов: 

- Состояние среды для работы средств массовой информации; 

- влияние власти, бизнеса и общественных организаций на работу СМИ; 

- Состояние аудитории; 

- Состояние самих СМИ; 

- Состояние медиаконтента.

Индикаторы рассчитаны исследовательской группой ЦИРКОН на основе публичной региональной и федеральной статистики, негосударственной статистики (например, от рейтингового агентства Standard&Poor’s), экспертных оценок, а также массового социологического опроса во всех регионах России.

По результатам исследования все регионы разделены на четыре класса:

рейтинг А присвоен 13 наиболее развитым регионам. 

рейтинг B присвоен 28 регионам со средним уровнем развития института массовой информации. 

рейтинг C присвоен 31 регионам с недостаточным уровнем развития медиа. 

рейтинг D присвоен 13 регионам с наименьшим уровнем.

Именно в последнюю группу попала и Бурятия, наряду с соседями из Забайкалья и Тывы.

Причём по первому индикатору (состояние среды) Бурятия находится в середине таблицы и демонстрирует хорошую динамику. Республика поднялась из восьмого десятка на 41-е место за два года, в частности, за счёт роста охвата населения радиовещанием и снижения стоимости подключения к интернету.

А вот по второму индексу, учитывающему как раз т.н. "стейкхолдеры", Бурятия оказалась на 75-м месте в Российской Федерации. В этом разделе оценивается объём субсидий на поддержку СМИ, наличие и количество профессиональных ассоциаций и площадок взаимодействия СМИ и общества.

По состоянию аудитории, несмотря на некоторый рост за последние два года, республика осталась на 80-й позиции. Во многом из-за низкого уровня медиаграмотности и объёма медиапотребления (например, просмотра ТВ).

Лучше обстоят дела с индексом состояния региональных СМИ. В этом разделе боролись две тенденции - росло количество и охват радио и телеканалов, и при этом сокращалось число печатных изданий и точек их продаж.

Но самая низкая позиция оказалась в самой чувствительной сфере - содержательной. По индексу, оценивающему уровень достоверности информации, профессионализма СМИ и самостоятельности в выборе тем, Бурятия оказалась на 81 месте в стране. Причём два года назад индекс по этому показателю был в 1,7 раз выше.

Ключевым фактором, влияющим на медиасферу в российских регионах, остается финансирование из региональных бюджетов. За три года эти расходы сократились меньше, чем рекламный рынок. Так, на 2017 г. регионы планировали потратить на прямое и косвенное финансирование средств массовой информации 40,4 млрд руб. что лишь на 8% ниже аналогичных трат в 2016 г. Поддержка по-прежнему сопоставима со всем региональным рынком рекламы. Годовые затраты регионов в 2017 году в расчете на одного жителя составляют 156 рублей.

«Трехлетнее исследование демонстрирует, что ключевое влияние на развитие медиасферы в регионе оказывает скорее государство и бизнес, чем потребители информации», – рассказывает руководитель ЦИРКОНа Игорь Задорин. Частные индексы, показывающие состояние инфраструктуры, влияние государства и бизнеса на медиа, уровень развития самих СМИ сильно коррелируют между собой в подавляющем большинстве регионов, объясняет он: «Лишь индикаторы, характеризующие состояние аудитории, ведут себя более независимо». Поэтому, к сожалению, одна лишь концентрация в регионе талантливых журналистских коллективов не проводит к существенным изменениям в региональной медиасфере, заключает Казьмин: «Для этого нужно менять и отношение к регулированию медиа, и систему финансирования СМИ, и развивать инфраструктуру».