Закрыть
Новости Бурятии

Алексей Цыденов будущий молодой дракон?

23:39
3546
У Бурятии есть многие предпосылки, необходимые для того, чтобы повторить путь «молодых драконов» без допущенных ими ошибок
Алексей Цыденов будущий молодой дракон?

Для успешного развития Бурятии в XXI веке необходимо разработать научно обоснованную стратегию и базирующуюся на этой стратегии комплексную программу. Принципиальное отличие последней от всех предыдущих программ должно заключаться в одном временном учете как историко-культурной специфики республики, так и реалий современного периода, в создании системы приоритетов, не только дополняющих друг друга, но и последовательно распределенных во времени.

На первый взгляд, такое заявление может показаться несерьезным: республика не слишком богата минеральными ресурсами, ее население невелико — чуть больше 1 млн человек, да и по другим параметрам она никак не может считаться геополитической величиной первого плана. Однако, во-первых, эти параметры невелики лишь относительно. Во-вторых, слабости республики могут быть скомпенсированы имеющимися у нее преимуществами, перечисленными выше, так и некоторыми другими.

Например, не очень благоприятная для развития демографическая ситуация во многом уравновешивается за счет того, что население республики отличает высокий образовательный уровень. Надо только делать то же самое, что делали «тигры» и «драконы» — проводить в жизнь разумную образовательную политику. Она была одним из главных факторов, позволивших НИС достичь высоких показателей в темпах роста, так как органично отвечала избранным приоритетам развития и в то же время делала упор на использовании национальных культурных традиций для овладения передовой технологией.

Нам в Бурятии тоже надо постоянно повышать образовательный стандарт и правильно отбирать «направления прорыва», исходя при этом из геополитического положения республики, ее цивилизационной принадлежности и собственных культурных традиций. Скажем, в области подготовки научно-технических кадров первоочередное внимание должно уделяться современным информационным технологиям. При подготовке же специалистов гуманитарного профиля вместо того, чтобы гипертрофированно развивать историко-филологическое направление, как это делается сейчас, надо сосредоточиться на развитии востоковедного страноведческого направления вкупе с техническими специальностями.

Явный недостаток рабочей силы и природных ресурсов можно так же компенсировать за счет их более рационального использования. Между тем сейчас в этой области сложилось нетерпимое положение. Многие квалифицированные специалисты вынуждены, чтобы не бедствовать, работать не по специальности, а то и вовсе заниматься мелочной торговлей на рынке.

В то же самое время так называемые «старшие специалисты» в различных внешнеторговых подразделениях правительственных структур, призванные по долгу службы обеспечить широкие экономические связи республики с азиатскими странами, настолько невежественны, что не могут отличить китайскую письменность от японской или не знают, что японцы пользуются несколькими системами письма.

Новая программа развития должна совмещать преимущества двух моделей развития — «страна-территория» и «страна-народ». Очень важно, чтобы она была ориентирована не на сиюминутные интересы и потребности, а нацеливала бы на решение действительно стратегических задач, адресовалась не к национальному сознанию какого-то одного народа Бурятии, а к единому региональному сознанию, которое, по мнению не которых аналитиков, уже начало формироваться в Бурятии.

Для этого при ее разработке совершенно необходимо применить крупномасштабные временные и пространственные измерения. В Советском Союзе основной операционной единицей при планировании была пятилетка. В странах Восточной Азии издавна принято оперировать куда более протяженными временными отрезками — вплоть до столетий. Различие между короткими и длинными единицами исчисления исторического пути имеет очень большое значение. Протяженные отрезки подчеркивают, с одной стороны, устремленность стратегии или программы развития в будущее, с другой — органическую связь с традициями и опытом прошлого. Большой 135 пространственно- временной масштаб позволяет лучше видеть цели и средства их достижения, открывает возможность для оптимального выбора заимствований и для наиболее взвешенных оценок. Наконец, с его помощью значительно легче преодолеть давление локального исторического материала, уложившегося в узкие рамки отдельных этнических групп и субэтнических общностей.

При разработке стратегии развития Бурятии обязательно нужно выйти за границы отдельных бурятских родов, племен, улусов с их мифологизированными и преувеличенными представлениями о собственной роли в прошлом, позволяющими возносить себя в настоящем, и не замыкаться на интересах окончательно не оформившейся этнической общности под названием «буряты». Настоящая шкала — это вся Центральная Азия или даже Евразия. Точно таким же образом должна быть расширена актуальная историческая память. Некогда якобы безграмотные центрально-азиатские кочевники помнили, как минимум, 7–8 поколений своих предков по именам. О развитости этнокультурной традиции воспитания глубокой исторической памяти у бурят свидетельствует следующий факт. Даже у иркутских бурят, раньше всех и сильнее всех подвергшихся русификации, знание своих генетических корней, своей родословной еще в сравнительно недалеком прошлом считалось, помимо прочего, признаком хорошего тона, хорошего воспитания. Детям оно прививалось с самого раннего возраста. «На семейных и общественных праздниках и торжествах, в присутствии многочисленных гостей, приезжавших с разных концов, иногда и за 100 верст, среди которых бывают, и знатоки не только своего рода и племени, но и многих других родов, обычно производили испытание детям... Дети перечисляли своих предков по восходящей и нисходящей линии, начиная с Буха- нойона и кончая самим собой и обратно. Чтобы проверить твердость знания, слушатели спрашивали с середины генеалогии, а потом вверх и вниз»

Еще более глубокой исторической памятью обладали китайцы. В своей массе они не владели иероглифической письменностью и не могли поэтому читать исторические романы, основанные на реальных событиях и реальных лицах. Но у них были другие способы хорошо ознакомиться с прошлым, отстоявшим от них на столетия, а то и тысячелетия. Они знали исторические события и исторических персонажей по пьесам народного театра и со слов рассказчиков (тошуды), часами перелагавших внимательной аудитории «Троецарствие» или «Речные заводи». Зрители народного театра и слушатели рассказчиков сопереживали деяниям прошлого, переносили из прошлого в настоящее определенные образцы мышления и поведения и проецировали их в будущее.

Это, конечно, консерватизм или традиционность — чрезмерное увлечение традицией, возведение ее в неизменный закон. Но, как показал опыт Японии и НИС, традиционность, традиция, разумный консерватизм вполне могут принести значительную пользу. Они уравновешивают преобразовательный пыл и революционный заряд (которые в России стали уже элементом традиционной политической культуры), помогают не только прогнозировать развитие, но и программировать его. В общем, широкий пространственный кругозор в сочетании с протяженной временной ретро перспективой, охватываемой политическим взглядом, только прибавят последнему эффективного понимания, облегчат выработку реалистичной программы развития, в которой локально-региональные интересы будут оптимальным образом соотнесены с глобальными, а злободневные проблемы и задачи — с долговременными. Тот же национальный эгоизм или шовинизм при таком комбинированном рассмотрении отстаиваемых им претензий почти наверняка окажется несостоятельным. Тем более, что он символизирует центробежные тенденции и потому дискредитирует себя на фоне глобальных процессов, которые во всех отношениях — центростремительные, направленные на интеграцию народов, регионов, государств в рамках более крупных сообществ типа ЕЭС, НАТО, АСЕM АН — с параллельным образованием и поляризацией укрупненных центров мирового развития. И тогда смехотворными покажутся все улусно- аймачные амбиции или претензии на полную независимость Бурятии.

Абаев Н.В.